Отчет о 2-й Международной Школе директоров "Искусство результативного управления".
С 24-го по 27-е апреля 2007г. на базе библиотеки Белорусского государственного университета культуры и искусств (БГУКИ) проходила 2-я Международная Школа директоров республиканских, вузовских и областных универсальных научных библиотек РБ "Искусство результативного управления". Школа директоров была организована библиотекой БГУКИ при участии Фундаментальной библиотеки БГУ под эгидой Белорусской библиотечной ассоциации (ББА).

Как показали результаты обратной связи, 1-я Школа директоров (23 - 25 мая 2006г., http://inf.by/library/?page=60054&sblid=267) прошла с большим успехом; это было качественное и очень эффективное образовательное мероприятие. Все участники единодушно высказались за то, чтобы Школа стала постоянным образовательным мероприятием для руководителей библиотек.

Необходимость в обучении и повышении квалификации руководителей библиотек обусловлена особенностью управленческого труда сегодня - работой в условиях постоянно меняющейся среды. Неожиданно изменившееся законодательство, непредсказуемое поведение поставщиков информационных ресурсов, новые запросы потребителей информации, несоответствие квалификации персонала запросам новой ситуации, - это и многое другое заставляет современного руководителя библиотеки менять подходы в работе, управленческие схемы. Наибольшими шансами добиться успеха обладают руководители, которых не пугают изменения, которые быстро овладевают новыми идеями и методами работы, способны быстро перестраиваться в новых условиях и настойчиво ищут пути лучшего выполнения порученной им работы.

Руководители - это наиболее ценный ресурс любой организации. Если ошибку рядового работника часто можно исправить или чем-то компенсировать, то ошибки руководителей часто бывают роковыми для их организации. Как трудно рассчитывать на успешное плавание, когда у штурвала стоит неопытный или неграмотный капитан, так невозможно достичь высокой эффективности в работе организации без руководителей, владеющих современными знаниями и навыками успешного решения управленческих задач.

Задумывая мероприятие по обучению руководителей, мы в первую очередь учитывали, что речь идет об обучении взрослых людей, которые уже получили образование и которые имеют большой опыт работы, в том числе в руководящей должности. Это, как правило, уже сложившиеся личности с определенным кругом профессиональных знаний, умений и навыков.

  • Это лидеры, то есть люди, имеющие высокий уровень ответственности не только за собственные действия, но и за действия своих подчиненных, склонные к принятию самостоятельных решений, имеющие высокий уровень независимости.
  • Это практики. Руководителей отличает в большей степени ориентация на конкретные результаты, на практику, чем на общие рассуждения, принципы и теории.
  • Это чаще всего достаточно успешные руководители, которые имеют немалый жизненный и профессиональный опыт.

    Все эти факторы мы учитывали при разработке программы обеих Школ и будем учитывать впредь. Именно поэтому мы ставили перед собой задачу сформировать такой состав тренеров, которые не пытались бы доказать недостаточную эффективность привычных методов работы или их несоответствие новым условиям и задачам развития библиотеки, а помогли найти дополнительные возможности улучшения работы, повышения ее эффективности за счет выявления неиспользованных резервов.

    Таким образом, тренерами 2-й Школы директоров стали:

    • канд. пед. наук, зав. научно-технологическим отделом ГПНТБ СО РАН Редькина Наталья Степановна (г. Новосибирск, Россия)
    • гл. редактор журнала "ART-менеджмент" Бабков Владимир Александрович (г. Москва, Россия)
    • директор библиотеки Белорусского государственного экономического университета Шандора Сергей Викентьевич
    • ведущие тренеры-консультанты Института общественных связей Мацкевич Татьяна Владимировна и Павлова Ольга Павловна (г.Минск, Беларусь)
    • д-р пед. наук, проректор по учебно-воспитательной работе Академии управления при Президенте РБ Печенёва Татьяна Анатольевна
    • ген. директор проекта "Мельница моды" Саша Варламов
    • зам. директора библиотеки Белорусского государственного университета культуры и искусств; председатель Комитета по кадрам и непрерывному библиотечному образованию ББА Стрелкова Ирина Борисовна
    • зав. отделом новых технологий Президентской библиотеки РБ; председатель Комитета по информационным технологиям ББА Юрик Инна Викторовна
    Необходимо отметить, что 2-я Школа директоров имела ряд качественных отличий от первой: расширилась география участников; тематика охватывала не только вопросы управления персоналом, но и управление технологиями; в практику Школы вводятся обязательные социологические мини-исследования с целью использования их результатов для развития библиотек и др.

    Школу директоров открыли проректор по науке БГУКИ канд. ист. наук Мария Аркадьевна Беспалая; председатель Совета Белорусской библиотечной ассоциации, директор Минской областной библиотеки им. А.С. Пушкина Наталья Станиславовна Чуева; директор библиотеки БГУКИ Оксана Борисовна Володина и директор Фундаментальной библиотеки БГУ Пётр Михайлович Лапо.

    Большой удачей (организаторской и профессиональной) можно считать участие в работе Школы в качестве тренера зав. научно-технологическим отделом ГПНТБ СО РАН, канд. пед. наук Редькиной Натальи Степановны. Её лекция-презентация о технологическом менеджменте в библиотеке, об уникальном опыте работы ГПНТБ СО РАН по созданию инструкций в виде технологических схем-пособий и полнотекстовой БД "Организационно-технологическая документация", ведению электронного архива решений Советов библиотеки, введению технологии виртуального заказа каталожных карточек и мн.др. была высоко оценена всеми участниками Школы директоров. На тренинге Н.С. Редькиной "Внедрение технологических инноваций в библиотечную практику" перед участниками Школы была поставлена задача: убедить своих коллег или вышестоящих руководителей в необходимости внедрения новаций в практику. Работая в группах, директора учились использовать различные техники аргументации (метод Сократа, метод двусторонней аргументации, фундаментальный тип, ссылка на авторитетные источники, метод извлечения выгоды, обращение к формальной структуре, шутка, аргумент к публике, апелляция). В анкетах обратной связи темы, рассмотренные Н.С. Редькиной в лекции и во время тренинга, отмечены, как наиболее актуальные и практически значимые в управлении современными белорусскими библиотеками.

    Практически полезными для участников Школы стали и два мастер-класса, предложенные их коллегами: "Создание персональных баз данных руководителя библиотеки" (тренер - Шандора Сергей Викентьевич) и "Создание эффективной презентации: безвредные советы для начинающих специалистов" (тренеры - Стрелкова Ирина Борисовна и Юрик Инна Викторовна). Мастер-классы состояли из теоретической части-презентации и творческого практикума в Электронной библиотеке БГУКИ. В анкетах обратной связи на вопрос "Возникли ли у Вас в процессе "обучения" в Школе какие-либо новые идеи и планы, которые Вы собираетесь применить в управлении своей библиотекой?" подавляющее большинство участников отметило своё намерение создать персональную базу данных и сделать презентацию-отчёт о Школе директоров, используя советы и наглядные примеры, полученные во время мастер-класса.

    Проблемы кадровой политики, руководства персоналом, улаживания межличностных конфликтов, разработка эффективного стиля руководства стоят сегодня в центре внимания менеджмента. Поскольку менеджмент понимается как поведенческая по своему предмету и социальная по своему характеру дисциплина, то его часто определяют не только как науку, но и как искусство управления людьми. Таким образом, интерпретация менеджмента через искусство неявно признает неустранимость субъективного фактора, роли опыта, знаний и интуиции руководителя. Этим и другим вопросам был посвящён семинар-тренинг "Формирование и поддержка популярности руководителя, его деловой репутации и авторитета" (тренеры - Мацкевич Татьяна и Павлова Ольга).

    Побуждение персонала организации к реализации поставленных перед ними целей и задач является объективной необходимостью и осознаётся всеми руководителями. Однако в течение длительного периода наука управления персоналом преувеличивала значение материальных стимулов. В результате проведенных исследований было установлено, что удовлетворенность работников материальными условиями труда (заработной платой, премиями и др.) далеко не во всех случаях приводит к повышению производительности труда. Как показывает практика, наиболее эффективными стимулирующими факторами являются соответствие выполняемой работы потребностям человека в признании его как личности и возможность самореализации. В первую очередь это касается так называемых ценных сотрудников организации, вот почему этой теме - работе с ценными сотрудниками - был посвящён отдельный тренинг ведущих тренеров-консультантов Института PR (г. Минск).

    Следует отметить, что отношение аудитории директоров-участников Школы к тому, что говорилось и рекомендовалось тренерами-специалистами небиблиотечной сферы, было неоднозначным. Одни говорили, что все это нереально и далеко от действительности ("западная теория, совершенно далекая от реальности"), для других восприятие информации и интересных на самом деле управленческих советов и рекомендаций затруднялось тем, что тренеры не являлись для директоров библиотек авторитетами (возможно, в силу своего молодого возраста, отсутствия информации об их образовании, международных стажировках, практическом опыте и т.п.). В процессе появления такой информации (во время тренинга) отношение и интерес аудитории заметно менялся в лучшую сторону. В результате во многих анкетах обратной связи темы и содержательное наполнение данных тренингов были отмечены, как наиболее актуальные в практике управления современными белорусскими библиотеками. Кроме того, по результатам обратной связи, некоторые приёмы работы с ценными сотрудниками, способы мотивации директора-участники планируют применить в управлении своей библиотекой.

    Большое впечатление на участников Школы произвёл семинар "Проектное управление в сфере культуры: как библиотеке получить инвестиции" (тренер - Бабков Владимир Александрович). Слушателей покорило ораторское мастерство тренера и практический опыт: приводимые во время семинара примеры получения В.А. Бабковым инвестиций для реализации различных творческих проектов, задаваемые им вопросы другим тренерам, результаты общения с директорами библиотек - участниками Школы, - всё служило наглядным подтверждением результативности слов и действий тренера и, безусловно, его таланта.

    Владимир Бабков выступил с предложением один из ближайших номеров журнала "ART-менеджмент" посвятить библиотечному менеджменту и обратился к аудитории с просьбой присылать в редакцию журнала тексты статей соответствующей тематики. Презентация данного номера предполагается совместно с Белорусской библиотечной ассоциацией.

    "Нельзя никого убедить, не будучи в душе убеждённым", - эти слова Ж. Даламбера стали эпиграфом к интереснейшей лекции Татьяны Анатольевны Печенёвой "Мастерство публичного выступления". Как определить цель своего выступления и увязать её с интересами и целями аудитории? С чего начать? Какими способами можно организовать отобранный для выступления материал? Как придать своей речи образность? Какие могут быть ошибки при подготовке выступления и как их избежать? Как эффектно закончить свою речь? Эти и многие другие вопросы стали предметом обсуждения во время лекции блестящего оратора, в совершенстве владеющего мастерством публичного выступления. Появилась идея и желание продолжить курс лекций Т.А. Печенёвой по данной теме для руководителей библиотек.

    В рамках Школы директоров состоялись два Круглых стола - "Взаимодействие книгоиздательских и книготорговых организаций с библиотеками Беларуси: новые проекты и инициативы" и "Национальная библиотека Беларуси как научно-методический центр для библиотек страны".

    Выступления-презентации таких книгоиздательских и книготорговых организаций, как ЗАО "Делсар", "МЕТ" ООО, "Новое знание" и НП ЧУП "Эврика-М", были интересными и конструктивными.

    Так, Нестерчук Елена Рейнгольдовна, зам. директора по маркетингу ЗАО "Делсар", познакомила слушателей с современной концепцией развития университетского книгоиздания в России, рассказала о ежегодном конкурсе на лучшую университетскую книгу и предложила директорам библиотек вузов РБ принять участие в данном конкурсе (Положение о конкурсе опубликовано в журнале "Университетская книга", №4 за 2006г.).

    Корбут Алла Генриховна, начальник отдела информационных технологий издательства "МЕТ" ООО, предложила принять участие в широкомасштабном республиканском проекте (по регионам) - представлении лучших российских и белорусских учебников. Кроме того, планируется сотрудничество с издательскими центрами вузов и ставится задача показать одному вузу то, что издают другие вузы. При реализации проекта планируется сотрудничество "МЕТ" ООО и университетских издательств с Министерством образования РБ.

    Можаровская Ольга Евгеньевна, коммерческий директор научно-производственного частного унитарного предприятия "Эврика-М" представила участникам Школы директоров новинки литературы по библиотечному делу (среди них: "Библиотечная энциклопедия" изд-ва "Пашков дом" (1300с.!), "Электронная библиотека: принципы создания" А.Б. Антопольского, "Библиотечные исследования" В.С. Крейденко и др.), сообщила о том, что "Эврика-М", кроме книготорговой деятельности, занимается поставкой информационных БД с доступом через Интернет, активно работает с консорциумом BelLibNet.

    Березовин Дмитрий Николаевич, директор издательства "Новое знание" и книготорговой организации "Открытая книга", обозначил очень важную проблему: отсутствие книг белорусских специалистов по библиотечному делу в Беларуси. Существуют разрозненные публикации в профессиональном журнале "Бібліятэчны свет", изредка появляются статьи специалистов Беларуси в российских периодических изданиях ("НТБ", "Библиотековедение", "Библиотечное дело"); в 2007г. появилось несколько учебников преподавателей ФИДК БГУКИ на белорусском языке. Предложение: совместными усилиями практиков и преподавателей библиотечных дисциплин БГУКИ подготовить к публикации книгу по различным аспектам библиотечного дела в Беларуси. Условие: все материалы должны быть на русском языке, чтобы оно было доступно и для российских специалистов. Было предложено создать Экспертный Совет по рецензированию, отбору и редактированию представленных материалов. Организация и руководство Экспертным Советом поручается директору библиотеки БГУКИ Оксане Борисовне Володиной и декану ФИДК БГУКИ Николаю Александровичу Яцевичу. Издание, презентацию и реализацию тиража книги берёт на себя издательство "Новое знание". Приглашаем к сотрудничеству всех заинтересованных библиотечных специалистов!!!

    В Круглом столе "Национальная библиотека Беларуси как научно-методический центр для библиотек страны" от НББ приняли участие зав. НИО библиотековедения Алейник Марина Георгиевна, зав. отделом комплектования фондов Сивакова Елена Алексеевна и начальник Информационного центра Шереметьева Алла Анатольевна. За 2 недели до начала работы Школы директоров в НББ были переданы вопросы, которые интересовали руководителей и специалистов библиотек РБ различных систем и ведомств:

    1. Какие документы готовит НББ для утверждения на уровне Министерства культуры РБ (по всем направлениям деятельности)? В какие сроки? Какая конкретная помощь или участие директоров библиотек нужно?
    2. Когда будет новая редакция Закона о библиотечном деле в РБ? Кто над ней работает? Что в неё вошло?
    3. Какой регламентирующий документ разработан взамен отменённого Положения о ЦБС?
    4. Будет ли разрабатываться законодательная база по областным библиотекам, в т.ч. штатное расписание для областных библиотек?
    5. Устарело Положение о платных услугах библиотек РБ. Когда будет разработано новое?
    6. Будут ли вноситься предложения по дополнению общегосударственного классификатора РБ "Услуги населению" новыми видами услуг, которые в настоящее время предоставляют населению библиотеки?
    7. Представителям публичных библиотек интересно, каким образом решаются многие проблемы в работе с пользователями в НББ. Просто информация коллег о своей работе, порой без предварительных вопросов, даёт возможность вскрыть свои проблемы и перенять опыт их разрешения. Например, проблема составления технологических карт на предоставление платных услуг. Как это делается в НББ? Слышали, что уже в калькуляцию не закладывается зарплата сотрудников.
    8. В НББ есть сектор приёма документов и контроля обязательного экземпляра. Отделы Могилёвской областной библиотеки раньше высылали свои издания в отделы НББ в соответствии с тематикой (как обязательный экземпляр). Теперь все отделы свою продукцию по 1 экз. должны высылать в этот сектор?
    9. Какие крупные образовательные мероприятия планирует НББ? В каких из них могли бы поучаствовать библиотеки других систем и ведомств?
    На Круглом столе были озвучены проблемы правового и нормативно-регламентирующего обеспечения, с которыми сталкиваются библиотеки в своей деятельности, затронуты вопросы формирования информационных ресурсов, внедрения в практику работы библиотек белорусского коммуникативного формата BЕLMARC и т.д. Представители НББ дали разъяснения по вопросам, которые возникали у руководителей библиотек, поделились опытом своей работы.

    Подведение итогов 2-й Школы директоров состоялось в первой половине последнего дня работы. Был проведён SWOT-анализ и выявлены сильные, слабые стороны мероприятия, возможности, полученные участниками, и трудности, с которыми они столкнулись. Организаторы поблагодарили Наталью Редькину и Владимира Бабкова за участие в Школе в качестве тренеров, вручили им памятные сувениры. Декан Факультета повышения квалификации и переподготовки кадров БГУКИ Вячеслав Владимирович Сащеко, обратился к директорам библиотек с приветственным словом, отметил ценность сотрудничества факультета с библиотекой БГУКИ и ББА и выразил надежду на дальнейшие совместные планы и проекты. Все директора библиотек - участники Школы - получили Свидетельства государственного образца о повышении квалификации по курсу "Искусство результативного управления современной библиотекой" при ФПКиПК БГУКИ в объёме 36 часов.

    Во второй половине дня директора библиотек стали участниками видеоконференции "Повышение квалификации руководителей и формы развития персонала библиотек США" с г-ном Робертом Стюартом, профессором, бывшим деканом библиотечного факультета Симмонс колледжа (США, штат Массачусетс), автором учебника "Менеджмент библиотек и информационных центров".

    Организаторы 2-й Школы директоров "Искусство результативного управления" выражают надежду на то, что обучение в Школе было для её участников интересным и творческим, их багаж профессиональных и управленческих знаний пополнился, что они смогли найти новых друзей, единомышленников и партнёров. Желаем всем директорам библиотек, принявшим участие в данном образовательном проекте, успешной реализации новых творческих идей и планов, которые появились у них во время работы Школы директоров "Искусство результативного управления!

    SWOT-анализ 2-й Школы директоров "Искусство результативного управления"

    СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

    • возможность общения и обмена опытом / информацией
    • реализованная потребность в повышении квалификации
    • в неформальной обстановке обсуждались актуальные проблемы управления библиотекой и персоналом
    • привлечение в качестве тренеров зарубежных профессионалов - талантливых ораторов
    • выдача Свидетельств государственного образца о повышении квалификации по курсу "Искусство результативного управления современной библиотекой"
    • включение в программу Школы директоров видеоконференции "Повышение квалификации руководителей и формы развития персонала библиотек США" с г-ном Робертом Стюартом
    • участие в работе Школы руководителей библиотек различных ведомств
    • использование тренерами современных технологий представления материала
    • учтены предложения и замечания 1-й Школы директоров
    • актуальность и насыщенность программы
    • положительно стремление привлечь к работе Школы ответственных работников двух Министерств (образования и культуры), НББ, однако…
    • активное участие в Школе книготорговых организаций и издательств ("Делсар", "МЕТ", "Новое знание", "Открытая книга", "Эврика-М")
    • практическая направленность Школы директоров
    • привлечение в качестве тренеров специалистов небиблиотечной сферы и расширение за счёт этого тематики Школы
    • получение всеми участниками Школы CD-ROMа с уникальными методическими материалами (презентации всех тренеров Школы директоров, фотографии)
    • интересная культурная программа (книжный аукцион!)
    • огромный вклад организаторов, их инициатива и творческий подход к подготовке и проведению Школы директоров
    СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
    • недостаточно практических примеров
    • сжатый материал лекторов, тренеров
    • мало говорили о пользователях, об обратной связи с точки зрения пользователя
    • предлагаем в один из дней следующей Школы сделать выездную сессию (на природу, с экскурсией)
    ВОЗМОЖНОСТИ
    • возможность продолжения формы мероприятия, продолжение хорошей традиции
    • возможность получения длительного результата (Свидетельство о повышении квалификации)
    • возможность совершенствования по содержательным аспектам: диверсификация содержательного аспекта (приглашение новых специалистов, тренеров; обсуждение социально-психологических, финансово-экономических аспектов управления, социокультурного менеджмента и др.)
    • возможность распространения опыта Школы на местах
    • возможность использования методик проведения мероприятий Школы в работе своих библиотек
    • возможность создания опытной площадки для апробации новых форм проведения курсов повышения квалификации (мастер-классы, презентации и др.)
    • развенчание идеалов, разрушение мифа ТРУДНОСТИ
      • трудность восприятия материала в силу его объёмности и быстроты изложения и подачи (мало времени на обсуждения)
      • отсутствие в выступлениях тренеров небиблиотечной сферы конкретных примеров, адаптированных к библиотечной деятельности (Бабков В.А., Мацкевич Т., Павлова О.)

    Материал подготовлен Стрелковой Ириной Борисовной, заместителем директора библиотеки Белорусского государственного университета культуры и искусств, председателем Комитета по кадрам и непрерывному библиотечному образованию ББА.